На основе идеи разумной упорядоченности и определенности вещей природного мира (принцип бытия вещей, которые становятся реальностью благодаря обнаружению формовочных умений разума) создается идея Аристотеля об искусстве как подражании (мимесис). Философ согласно традиции принимает античное понятие "" относительно науки, искусства и ремесла, однако именно он разграничивает их. Науку и искусство он отделяет от ремесла на том основании, что в их основу положен сознательный принцип и метод построения, а ремесло считает лишь результатом подражания и привычки.
Различия между наукой и искусством философ находит в том, что наука имеет дело с сущим, а искусство - со становлением.
Искусство является проявлением потенциального бытия, "заряженным" действительностью, хотя и не является ею как таковой. Определение искусства свидетельствует, что для Аристотеля оно предстает не копированием действительности, а воплощенной в образах ее идеей, которая открывает бытие в максимуме его возможной целесообразности при выраженной ее выраженности.
Впервые именно в трудах Аристотеля определено искусство как особый вид духовной деятельности, что должно иметь значение. В "Метафизике" сказано: "... Через искусство возникают те вещи, форма которых находится в душе".
Важным в эстетике Аристотеля является рассматриваемая в связи с теорией, проблема катарсиса (очищения). Это понятие философ раскрыл не полностью, он скорее имеет характер замечания относительно цели искусства. Согласно Аристотелю, все душевные силы, "освобождаясь от потока становления, в котором они только и возможны, превращаются в некое духовное средоточие - на ум". Пережить очистки можно не постижением логических норм, а через углубление в события, их собственную логику. Логика очистки связана с логикой жизни: через переживание ее, предстает как процесс становления, происходит осмысление этого процесса. Причем неравнодушие является не только побуждением к познанию, но и открывает логику движения чувств, которые разворачиваются вокруг предмета неравнодушия и дают разуму "материал" для логических построений. В процессе осмысления открывается несоответствие между намерениями героев и реальностью их судьбы, обусловленной деятельностью героя. Поэтому основой трагедии Аристотель считает не характеры (субъективный фактор), а действия и их ход (фабула). "Цель трагедии - действия людей, а не их свойства ... действия и фабула - вот цель трагедии, а цель - важнейшая от всего". Очистка связана со страхом и страданием и возникает необходимым моментом их завершения. Благодаря способности сопереживания лицо возвышается до постижения трагизма бытия, знание которого герой получает в процессе "апробации" жизни - в деятельности, открывает жизнь как становление через трагические противоречия. В. Татаркевич отмечает также "медицинский" аспект понятия "очищения" у Аристотеля. К катарсическому искусству Аристотель относил поэзию, музыку, танец, трагедии.
Реклама спонсора: dvakrim.ru - рекламное агентство Владивосток. Вся информация про цена на тв рекламу во Владивостоке и вопросы-ответы про рекламные агентства Дальнего востока - посетите сайт и узнайте больше.